2023 год – Год укрепления и развития социального партнерства 2023 год – Год укрепления и развития социального партнерства 2023 год – Год укрепления и развития социального партнерства



Телеграм Канал профсоюзов Республики Бурятии

Подписывайтесь и первыми и узнавайте новости профсоюзной жизни!
Пресс-служба ООП РБ



ПРОФСОЮЗ ПОЗДРАВЛЯЕТ!




Новости БРО профсоюза работников культуры. Уважаемые коллеги! 16 – 17 декабря в Москве состоялось Всероссийское совещание руководителей и специалистов региональных методических служб в сфере культуры и искусства, организованное Федеральным ресурсным методическим центром развития образования в сфере культуры и искусства. По приглашению организаторов в работе совещания принимала участие Цыганова Светлана Николаевна, Председатель Профсоюза.

24 декабря 2019

В своем выступлении Светлана Николаевна рассказала об актуальных проблемах ДШИ на современном этапе и внесла предложения Профсоюза о взаимодействии с Минкультуры России по их решению.

      Выступление Председателя Российского профсоюза работников культуры С. Н. Цыгановой на Всероссийском совещании для руководителей и специалистов региональных методических служб  в сфере культуры и искусства.

16 – 17 декабря  2019  г.

г. Москва

     Уважаемые участники Всероссийского совещания!

     Позвольте поблагодарить организаторов – Федеральный ресурсный методический центр развития образования в сфере культуры и искусства   за возможность участия в обсуждении очень важной темы «Актуальные проблемы ДШИ на современном этапе».

О том, что вопрос, который сегодня обсуждается, не только чрезвычайно актуальный, но и острейший с точки зрения социальной защиты тех, кто занят в образовательной системе культуры, отмечали участники Всероссийской научно-практической конференции «Детская школа искусств - 2019: образование, управление, развитие» в рамках секции «Образование» VIII Санкт-Петербургского Международного культурного форума, на котором Профсоюзу была предоставлена возможность выступить и пообщаться с участниками – представителями регионов. 

К сожалению, ДШИ продолжают, как и в постсоветский период, оставаться наиболее уязвимым звеном отечественной системы художественного образования по причине недопонимания их роли в социокультурном пространстве страны со стороны их учредителей - муниципальных органов управления. Сохраняется тенденция к сокращению сети ДШИ.

Существующие проблемы ДШИ сегодня требуют корректировки и модернизации и связаны они с  отсутствием централизованного управления системой образования в области искусств из-за некорректного разграничения полномочий между органами федеральной, региональной власти и органами местного самоуправления.

            Сегодня в целях сохранения и дальнейшего развития отечественной системы художественного образования  на контроле Минкультуры России и Профсоюза очень важный вопрос о  переподчинении муниципальных ДШИ региональным органам управления культуры, а также исполнение  Плана мероприятий («дорожная карта») по перспективному развитию ДШИ на 2018-2022 годы. В настоящее время субъекты реализуют свои «дорожные карты», учитывающие особенности регионов.

По вопросу осуществления передачи школ на региональный уровень министерством были направлены Методические рекомендации.

   По сообщению Федерального ресурсного методического центра развития образования в сфере культуры и искусства:

  59 регионов приступили к подготовительному этапу передачи муниципальных ДШИ в ведение регионов, 7 регионов начали перевод ДШИ в ведение региональных органов управления культуры, свыше 50 школ передано на уровень субъекта РФ.

Процесс перехода ДШИ с муниципального на региональный уровень, по оценке директоров и преподавателей ДШИ, способствует увеличению финансирования ДШИ и зарплаты преподавателей. 

В настоящее время настораживают пилотные проекты сертификатов (ПФДО) - внедрение персонифицированного финансирования дополнительного образования в ДШИ.     

Известно, что внедрение указанной системы происходит с целью массового охвата детей краткосрочными групповыми программами. При этом музыкальным школам приходится конкурировать за финансирование с кружками по различным направлениям.

 Мониторинг эксперимента в регионах по переходу на ПФДО свидетельствует о несоответствии бравых отчетов чиновников и мнения родителей – потребителей услуги, чьи дети оказались, по сути, заложниками сертификатов.

Главный аргумент такой:

-нельзя выдавать сертификат сроком на один год детям, которые уже запланировали учиться семь лет!

-второй (основной) - это стоимость сертификата, который не сможет покрыть предпрофессиональную программу.

В идеале должно быть исключение сертификатов ПФДО из детских школ искусств в принципе. Переводя детей на систему ПФДО по общеразвивающей программе, мы рискуем многих педагогов оставить без работы. Зачем тогда государство тратило колоссальные деньги на их образование, ведь это одно из самых дорогостоящих обучений!

Профсоюз считает, что в стране должен быть единый подход к финансированию ДШИ, а также считает необходимым исключить ДШИ из эксперимента по апробации системы персонифицированного финансирования дополнительного образования не только предпрофессиональные программы, но и общеразвивающие, учитывая специфику и особенности реализации образовательных программ.

Минкультуры России защитило детские школы искусств.

Минпросвещения России впервые поддержало позицию Минкультуры России по сохранению существующей модели финансирования детских школ искусств — оба ведомства рекомендуют не переводить учащихся по программам предпрофессионального художественного образования детских школ искусств на систему персонифицированного финансирования дополнительного образования (ПФДО).

Такие сведения содержатся в документе с рекомендациями главам субъектов РФ, подписанном руководителями обоих ведомств.

Выборочный оперативный мониторинг по переводу ДШИ на систему персонифицированного финансирования, в котором приняли участие 68 регионов РФ, свидетельствует, что в 42 регионах ДШИ не переводят на систему ПДФО:

Республики Адыгея, Дагестан, Калмыкия, Карачаево – Черкессия, Кабардино – Балкария, Марий Эл, Северная Осетия (Алания), Татарстан, Удмуртия.

Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский край.

Областях: Архангельской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Курской, Липецкой, Магаданской, Омской, Оренбургской, Псковской, Пензенской, Ростовской, Рязанской, Тамбовской, Томской, Тверской, Тульской, Челябинской, Ульяновской, Ярославской, г. С- Петербург и Севастополь. 

Российский профсоюз работников культуры выражает серьезную обеспокоенность в связи с усиливающейся тенденцией принятия решений в субъектах РФ о снижении размеров компенсации расходов и ухудшении условий предоставления компенсаций на оплату жилья, отопления и освещения педагогическим работникам системы художественного образования   в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Имеются факты, когда законодательством субъектов РФ отдельные категории сельских педагогических работников (в их числе преподаватели ДШИ) фактически лишаются права на получение мер социальной поддержки в зависимости от того, на какой срок заключен трудовой договор или от того, является ли эта работа для них основной либо работой по совместительству и др.

При этом нередко представители власти разных уровней ссылаются на сокращение доходов соответствующих бюджетов, их дефицитность, а также необходимость выполнения обязательств по оздоровлению финансовой системы региона в обмен на получение дополнительной финансовой поддержки из федерального бюджета, в том числе бюджетных кредитов. 

Свою позицию Профсоюз неоднократно озвучивал на заседаниях Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально – трудовых отношений.

Следует также констатировать, что изменение федерального законодательства по разграничению полномочий органов власти привело к тому, что в настоящее время федеральные органы власти не имеют правовых механизмов реализации единой политики в области оплаты труда работников образования.

Разрушены единые принципы формирования порядка и условий оплаты труда значительной части педагогических работников, несмотря на сохранение установления на федеральном уровне  нормирования их труда в зависимости от норм часов педагогической или учебной  (преподавательской) работы, устанавливаемых за ставку заработной платы.

Затягивание принятия федеральным центром регулирования государственных гарантий по оплате труда в виде базовых окладов, устанавливаемых Правительством РФ по ПКГ, в сфере образования приводит:

- к усугублению неоправданной дифференциации размеров оплаты труда работников одной и той же ПКГ не только между регионами, но и между ДШИ в одном регионе.

Профсоюз считает также неприемлимым высокий уровень дифференциации зарплат в зависимости от региона (примеры по таблице).

Согласно данным Росстата рост средней заработной платы педагогических работников организаций дополнительного образования детей государственной и муниципальной форм собственности с 2012 по сентябрь 2019г. составляет 51%.

2012 (19075 руб.), 2019 (9 месяцев) – 37193 руб. Целевые значения показателей в целом по Российской Федерации не достигнуты по педагогическим работникам организаций дополнительного образования детей (88,5% из 100%). 

По мнению Профсоюза, механизм, определивший в майских указах Президента РФ уровень увеличения к 2018 году размера заработной платы педагогических работников, а также порядок его достижения не обеспечил ожидания работников.  

 Профсоюз также отмечает, что увеличение заработной платы педагогических работников в основном происходит за счет увеличения педагогической нагрузки: фактическая средняя учебная нагрузка, выполняемая педагогическими работниками дополнительного образования в большинстве регионов превышает установленную норму учебной нагрузки в 1,5 – 2 и более раз.

Зарплата и нагрузка руководителей ДШИ требует пересмотра в сторону увеличения.

В Рекомендациях Всероссийской научно – практической конференции в рамках VIII Санкт Петербургского культурного форума в адрес органов управления культурой субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления записано о необходимости предусмотреть в региональных, муниципальных системах оплаты труда в части, касающейся оплаты труда руководителей ДШИ, положения, адекватные  нормам, установленным для педагогических работников и исключающим противоречия между ростом мер ответственности и сложности труда руководителя ДШИ и уровнем его заработной платы, не соответствующим статусу руководителя организации.

Что необходимо для изменения системы оплаты труда педагогов?

Установление на федеральном уровне единых принципов и государственных гарантий по оплате труда педагогов путем законодательного перераспределения соответствующих полномочий и гарантированной части зарплаты.

            Сократилась численность педагогических работников дополнительного образования детей государственной и муниципальной форм собственности на 38478 человек, что составляет 14% от 2013года (первый год реализации майских указов).

Учитывая, что средний возраст педагогических работников составляет от 50 до 60 лет., при условии, что  необходимый приток кадров должны обеспечивать средние и высшие учебные заведения в сфере культуры и искусства. Однако выпускники данных учреждений не хотят идти работать в ДШИ из-за низкой зарплаты и социального статуса.

            Учитывая обращения Минкультуры РФ и  Профсоюза о сложившейся ситуации с нарастающим дефицитом педагогических кадров в учреждениях дополнительного образования и необходимостью стимулировать выпускников творческих вузов и училищ возвращаться в регионы работать в ДШИ, важным решением рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по направлению «Культура» (4 июля 2019 года) (Председатель Профсоюза  является членом рабочей группы) стало поручение секретариату – подготовить и направить в Правительство Российской Федерации обращение, содержащее инициативу внесения дополнений в проект федеральной программы поддержки педагогов в сельских населенных пунктах и малых городах «Земский учитель» в части включения в перечень возможных получателей единовременной выплаты преподавателей учреждений дополнительного образования.

Еще об одной проблеме, отрицательно сказывающейся на системе дополнительного художественного образования – это участие ДШИ во всевозможных муниципальных программах региона, таких как: программа профилактики правонарушений, наркотической зависимости, по антитерроризму и экстремизму, долгосрочная муниципальная программа «Реализация антикоррупционной политики муниципального района» и ряд других. Кто – нибудь может объяснить, почему руководитель ДШИ должен заниматься этим?

Кроме этого, школы постоянно принимают участие во всех городских мероприятиях. В среднем в школе за учебный год выходит 3 мероприятия в неделю. Детей приходится освобождать от занятий, пропускаются уроки и т.д.

А ведь еще конкурсная деятельность.

Вопрос ко всем компетентным органам и руководителям: когда же ДШИ должна выполнять профессиональные программы достойно? Обращений в Профсоюз руководителей ДШИ по данному поводу становится все больше.

 

Предложения:

1.   На законодательном уровне  необходимо правовое обеспечение ДШИ: отсутствие статуса ДШИ, ее принципиальное отличие от других видов учреждений дополнительного образования отрицательно сказывается на всей системе художественного образования. С одной стороны – это не среднее общее образование, которое является обязательным, а это услуга дополнительного образования.

2.Установление на федеральном уровне единых принципов и государственных гарантий по оплате труда педагогов путем законодательного перераспределения соответствующих полномочий.

3.  Сохранение модели финансирования школ искусств

4. Рассмотрение вопроса об исключении ДШИ из эксперимента по апробации системы персонифицированного финансирования дополнительного образования, учитывая специфику регулирования и особенности реализации образовательных программ в данных учебных заведениях.

5.     Внесение дополнений в проект федеральной программы поддержки педагогов в сельских населенных пунктах и малых городах «Земский учитель» в части включения в перечень возможных получателей единовременной выплаты преподавателей учреждений дополнительного образования.

6.  Создание предпосылок для ограничения объема отчетности различных категорий педагогических работников. Предлагаем уполномоченному федеральному органу власти – Минкультуры России принять в установленной для сферы художественного образования нормативные акты, определяющие перечень информационных и иных материалов, представляемых образовательными организациями и согласовать их  в установленном порядке.

7. В рамках социального партнерства считаем необходимым дальнейшее взаимодействие с Минкультуры России по повышению общественного статуса и значимости профессии педагогических работников ДШИ.    

 

                 Благодарю  за внимание!

 

                            

 


Назад к списку
Поиск:

Адрес: 670001, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 49

Тел:(3012)21-38-05, Факс: (3012)21-17-16, E-mail: ooprb@yandex.ru