2023 год – Год укрепления и развития социального партнерства 2023 год – Год укрепления и развития социального партнерства 2023 год – Год укрепления и развития социального партнерства



Телеграм Канал профсоюзов Республики Бурятии

Подписывайтесь и первыми и узнавайте новости профсоюзной жизни!
Пресс-служба ООП РБ



ПРОФСОЮЗ ПОЗДРАВЛЯЕТ!




Техническая инспекция труда ООП РБ информирует. Что изменится в работе служб охраны труда согласно новой редакции 10 Раздела Трудового кодекса (проект)

30 мая 2019

Уровень травматизма, что у нас в республики, что в целом по России желает быть лучше по сравнению со статистикой западных стран и тому, наверное, есть объяснение.

Если взять опять же статистику, то оказывается свыше 70 процентов от всех несчастных случаев на производстве, происходят по управляемым причинам. А что это значит?  Это значит, что этому способствовало само отношение к охране труда сторонами  социального партнерства – работодателей и работников. С одной стороны отсутствует система управления охраной труда, а с другой стороны отсутствие  желания участия в  управлении процессом обеспечения условий труда для своих членов профсоюза.

Существует мнение, что кто создает предпосылки для травматизма, тому легче эти предпосылки исключить из процесса производства. И если грамотно и ответственно подойти к решению данной задачи, а именно – снижение травматизма (у нас к стати сейчас популяризируется концепция нулевого травматизма ,  то мы (я подразумеваю профсоюз и работодатель) сообща с этой задачей должны справиться, но работодатель с этой задачей в одиночку однозначно нет. Поэтому работодателям следует над этим серьезно подумать. Почему я так уверенно об этом говорю – СУОТ может работать (образно) только при двухстороннем движении.

Министерство труда, являющийся органом исполнительной власти, наделенный функцией государственного управления охраной труда,  используя зарубежный опыт, разработал проект Федерального закона о внесении изменений в Х раздел Трудового кодекса (раздел охраны труда), в сегодняшней редакции 22 статьи. Данный проект мы разместим на нашем сайте,  где Вы и сможете с ним ознакомиться. Кстати, данный проект раздела из 6 глав содержит 41 статью.

Далее, я предлагаю ознакомиться с изменениями, если конечно этот проект будет принят в данном варианте.  Всё содержание я не смог раскрыть, т.к. содержание  данного документа содержится  на 66 страницах, но самые главные (по моему мнению) изменения я затронул.

 

Хрущёв Г.П.

главный технический инспектор труда ООП РБ

 

Целью нововведений является приоритет профилактики несчастных случаев, а также использование риск-ориентированного подхода. Для этого Минтруд подготовил семьдесят методов оценки уровня рисков, по которым работодатель обязан будет выявлять профессиональные риски и оповещать об этом работников. Однако пока для проведения оценки профрисков документационное обеспечение в виде НПА не установлено. Методик много, но как признает сам Минтруд эти методики сами требуют оценки на эффективность их действия.

 

-Вводится новая новелла в области охраны труда – запрет на работу в условиях труда с 4 классом опасности. Данной нормой, вводятся запрет на работу в опасных условиях, мало того, вводятся ограничения на применение вредных и опасных веществ. Честно говоря трудно представить как эти требования будут работать.

 

-В проекте присутствует тенденция к уменьшению количества специалистов по охране труда за счет улучшения качества их подготовки. Центры оценки квалификации должны отсеять тех специалистов, которые не отвечают требованиям, указанным в профессиональном стандарте. Помимо требований по квалификации (подразумевается наличие диплома о высшем образовании по специальности) или диплома о профпереподготовке. Специалист по охране труда должен продемонстрировать свои реальные навыки по планированию, организации, контролю и совершенствованию процедуры управления охраной труда.

 

-Какие новые права и обязанности появятся у работодателя по охране труда?

Работодателю изменения в 10 разделе принесут дополнительные обязанности. Если не назначит специалиста по ОТ в компании со штатом до 100 работающих (да Вы не ослышались, сегодня норма 50 человек и выше должна быть служба Охраны труда), то функции управления охраной труда должен взять на себя сам работодатель, либо назначенный им работник, либо ИП/организация, включенная в реестр аккредитации Минтруда. Ранее ИП не могли предоставлять аутсорсинг по охране труда (ОТ). Теперь индивидуальные предприниматели получат такое право (при выполнении соответствующих условий). Чем это обернется для организации, судить рано, но можно предположить, что работа по ОТ будет заключаться только в ведении документации, то есть на бумаге. Один ИП-шник будет брать на себя десяток компаний, заполнять документы и подавать на подпись. Появится новая обязанность для работодателя  – проводить оценку эффективности СУОТ. Внешняя оценка СУОТ будет направлена на то, чтобы из бумажного Положения сделать действительно работающий документ. На деле все может закончиться обычным договором работодателя с ИП-шником об оказании услуг. Расходы на охрану труда неуклонно возрастают, как возрастает и количество коммерческих посредников в этой области.

 

Руководитель организации должен знакомить работников не только с правилами внутреннего распорядка, с инструкцией по ОТ, но и с перечнем НПА. Вести реестр НПА с требованиями охраны труда следует с учетом специфики деятельности предприятия. Работникам нужно предоставить доступ к актуальным редакциям нормативных документов из реестра. Наконец появятся НПА, а не Положение Минэкономразвития, которые установят порядок организации работы с подрядчиком, включающий информирование персонала подрядчика о рисках.

 

Если по результатам спецоценки работа на рабочих местах признается опасной, т.е. 4 класс, организацию с такими рабочими местами ожидает приостановление деятельности. Чтобы возобновить работу предприятия, руководитель должен: провести работу по устранению этих опасных факторов, провести внеплановую СОУТ или оценку уровня профессионального риска. Кроме этого работодатель должен за свой счёт  направить работников работавших  на этих рабочих местах с опасными условиях на профессиональную переподготовку по новой для них профессии.

 

-Еще одна инновация – расследование микротравм.

 Работодатель обязан вести учет и рассматривать обстоятельства и причины, которые привели к микротравмам – порезам, ушибам, ссадинам. Микротравмы бывают разные, возникают из-за механического воздействия, из-за физической перегрузки связок мышц и т.п. Комиссия должна будет расследовать, какие причины привели к микротравме, выяснить, какие меры нужно предпринять, чтобы исключить повторение травмоопасной ситуации. Подсластить горькую пилюлю призвано еще одно грядущее изменение в главе 10 ТК РФ. Если работодатель впервые совершил правонарушение, и оно не связано с угрозой причинения вреда и жизни здоровью, он получит не денежный штраф, а отделается лишь предупреждением.

Мы часто сталкиваемся с тем, что скрываются несчастные случаи, хоть и сроков исковой давности по части расследования нет, но а срок исковой давности по привлечению к уголовной ответственности существует. В проекте присутствует срок исковой давности 3 года, т.е. если пройдут данные предложения, прежде чем скрыть НС работодатель сто раз отмерит.

 

По СИЗам

Сегодня работодатели обеспечивают СИЗ согласно типовых норм, а как Вы знаете их несчетное количество. Новшество заключается в том, что вводятся едины нормы, и согласно результатов СОУТ, работодатель по согласованию с профсоюзом может установить какие СИЗЫ выдавать. Вводится переходный период 5 лет – можно применять или старае нормы или новые.

Работодателю разрешат вести документооборот по охране труда в электронном виде, а также дистанционно следить за производством работ, в том числе с помощью видеооборудования (об этом нужно будет уведомить работников). В этом случае придется вводить электронную систему выдачи СИЗ с логинами и паролями, а не заполнять карточку вручную. Электронная подпись также не понадобится. Работнику необходимо уже во время вводного инструктажа рассказать, по каким нормам, по какому пункту, какие и сколько именно СИЗ он должен получать. При этом работодатель должен будет выполнять представления (аналог предписания) от первичного органа профсоюза.  

Утверждение политики в области охраны труда принадлежит работодателю.

Согласно ТК РФ (глава 8),  профсоюз имеет право на участие в управлении организации.

Обеспечение безопасных условий труда возлагается на работодателя, но справится с этой задачей он сможет только привлекая к этому процессу коллектив через профсоюз. Исходя из сказанного, руководитель не должен противодействовать созданию профсоюзной организации в коллективе, но сам способствует  её созданию в целях реализации политики в области охраны труда.

 

Когда ожидать изменений в Главе 10 ТК РФ

В публичных выступлениях главных чиновников Минтруда прогнозируется принятие изменений в 10 Разделе во первом полугодии 2019 года. При этом многие инновации должны вступить в силу не с 1 января 2019 года, а поэтапно, например, с 2021, с 2023 года.

Поэтапное введение новых требований понадобится, поскольку на сегодняшний день необходимая нормативная база для еще не сформирована, также нет и судебной практики.

Геннадий Хрущев, главный технический инспектор труда  ООП РБ


Назад к списку
Поиск:

Адрес: 670001, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 49

Тел:(3012)21-38-05, Факс: (3012)21-17-16, E-mail: ooprb@yandex.ru