2023 год – Год укрепления и развития социального партнерства 2023 год – Год укрепления и развития социального партнерства 2023 год – Год укрепления и развития социального партнерства



Телеграм Канал профсоюзов Республики Бурятии

Подписывайтесь и первыми и узнавайте новости профсоюзной жизни!
Пресс-служба ООП РБ



ПРОФСОЮЗ ПОЗДРАВЛЯЕТ!




Обращение Главе Республики Бурятия Алексею Самбуевичу Цыденову участников республиканского собрания

21 марта 2018

О Б Р А Щ Е Н И Е

 

21 февраля  2018 г.  г. Улан-Удэ

 

Уважаемый Алексей Самбуевич!

 

Мы, участники республиканского собрания, обращаемся к Вам в связи с  ситуацией, связанной с системой оплаты труда педагогических работников  образовательных организаций Республики Бурятия.

В 2007 году Республика Бурятия вступила в приоритетный национальный проект «Образование». В соответствии с Постановлением Правительства Республики Бурятии от 18 сентября 2007 года № 289 «О системе оплаты труда работников общеобразовательных организаций в Республике Бурятия» была введена  новая система оплаты труда. Из 31 региона Российской Федерации, которым была рекомендована Модельная методика формирования системы оплаты труда, 10 регионов отказались от данной методики как сложной, громоздкой несправедливой по отношению к учителям, так как заработная плата учителя напрямую зависит от количества обучающихся в классе, за что учитель не должен нести ответственность. Принимаемые ежегодно Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утвержденные  Российской трехсторонней Комиссией,  рекомендуют устанавливать фиксированный (базовая часть) размер оплаты труда педагогических работников.   Размер оплаты труда педагогических работников не может устанавливаться в зависимости от количества обучающихся (воспитанников) в классе (группе), сложности и значимости преподаваемого учебного предмета (дисциплины), стоимости бюджетной образовательной услуги («ученико/часа»).

Подводя итоги пятилетнего периода реализации Указа Президента Российской Федерации  В.В. Путина от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», можно отметить, что впервые за много лет определены реальные шаги по повышению уровня оплаты труда педагогических работников, что вызвало положительный общественный резонанс  в понимании значимости педагогического труда.

Тем не менее,  мы с сожалением вынуждены констатировать, что меры по реализации Указов направлены на получение формальных, а не истинных результатов оценки труда работников системы образования.

В их числе применение с 2015 года показателя «среднемесячный доход от трудовой деятельности по субъекту Российской Федерации» взамен обозначенного в Указе целевого показателя «среднемесячная заработная плата по субъекту Российской Федерации». В результате, существенно уменьшена, а по оценкам экспертов Минэкономики России  не менее чем на 11%, исходная величина, относительно которой определяются индикативные показатели увеличения зарплаты отдельных категорий работников.

Принципиально важным является также вопрос о неправомерности включения при исчислении средней заработной платы работников, в целях выполнения Указов Президента Российской Федерации от 2012 года, ряда выплат, относящихся к мерам социальной поддержки, в том числе, компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг, имеющих систематический характер, что напрямую противоречит нормам Трудового кодекса Российской Федерации. Не связанные с осуществлением трудовых функций работников, эти выплаты необоснованно приводят к увеличению анализируемого размера среднего заработка.

Одним из источников финансового обеспечения повышения уровня оплаты труда работников продолжает оставаться оптимизация сети учреждений образования и штатной численности работников. Реализация данного направления еще более усугубляет существующий дефицит педагогических кадров и приводит к значительному росту интенсификации труда работников.

В этих условиях расчет среднемесячной заработной платы педагогических работников, учитывающий все виды дополнительных работ, также формирует необъективную, формально-арифметическую статистику и не позволяет оценить реальный размер заработной платы за осуществление трудовой функции в пределах установленной продолжительности рабочего времени.

По результатам профсоюзного мониторинга, анализ размеров заработной платы в общеобразовательных учреждениях Республики Бурятия показывает, что в среднем, заработная плата учителя за ставку составляет от 12 000 до 16 000 рублей.

По данным Министерства образования и науки Республики Бурятия средняя заработная плата педагогических работников по итогам 12 месяцев 2017 года составила 30 612,98 руб. На 12 000 педагогических ставок в школах работают 8 500 педагогов, в среднем на одного учителя приходится 1,4 ставки. Заработная плата без учета дополнительных выплат (классное руководство, коммунальные выплаты, внутреннее совместительство) составляет 27 352 руб. Фактически, без учета подоходного налога, средняя заработная плата составляет 23 796 рублей.

Необходимо отметить, что средняя заработная плата по педагогическим работникам достигается за счет увеличения  учебной нагрузки (средняя учебная нагрузка в республике 25 часов при норме  ставки 18 часов). Одним из основных выводов, полученных в ходе профсоюзного мониторинга оплаты труда, стало наглядное подтверждение того факта, что «перегрузки» работников, далеко выходящие за пределы норм, установленных трудовым законодательством, не соответствуют фактической оплате труда.

Также мы вынуждены констатировать неисполнение Правительством Российской Федерации нормы Указа № 597 от 07.05.2012 г. об утверждении базовых окладов по профессиональным квалификационным группам должностей работников.

В этих условиях отсутствие единых отраслевых подходов, учитывающих специфику деятельности работников системы образования, обусловило существенные различия в уровнях оплаты труда работников по видам образовательных организаций.

Проблема, в значительной степени, обусловлена тем, что в предшествующие три года на региональном и муниципальному уровне не проводилась индексация фондов оплаты труда государственных и  муниципальных учреждений. С января 2018 года на 4% был проиндексирован подушевой норматив, но это не привело к реальному повышению заработной платы педагогических работников.

Периодическое увеличение МРОТ на уровне Российской Федерации (с 1 января 2018 г. рост составил 26,5% до уровня 9 849 руб., с 1 мая 2018 года процент увеличения составил 17,7% до уровня 11 163 руб.)  к постепенному уравниванию заработной платы квалифицированных и неквалифицированных работников сферы образования, в основном, это относится к молодым педагогам (общее количество молодых педагогов в отрасли образования со стажем до 3-х лет составляет 1 287 ч.).

В основе президентских Указов от 07.05.2012 г., предусматривающих меры по совершенствованию систем оплаты труда работников образования, заложена концептуальная задача сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессии, что в конечном итоге направлено на повышение качества образования.

Убеждены, что дальнейшее обострение проблемы и без того крайне низкого уровня материальной оценки труда работников сферы образования, на фоне роста интенсификации их труда, не позволит разрешить критическую ситуацию с кадровым обеспечением отрасли, что, в свою очередь, сопряжено с ухудшением качества образования.

Профсоюз считает, что первоочередным шагом в решении имеющихся проблем в этой сфере должна стать реальная, не только на основе формальной статистики, оценка на республиканском уровне ситуации в части оплаты труда работников образования. Это позволит скорректировать в ближайший период меры, направленные на достижение целевых показателей, обозначенных в Указе № 597  от 7 мая 2012 года "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"

Мы, участники республиканского собрания, требуем:

1.  Отмены  существующую систему оплаты труда, когда учитель находится в зависимости от наполняемости класса, школы и принятия постановления  Правительства Республики Бурятия  об установлении базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников общеобразовательных государственных и муниципальных учреждений (Указ Президента России № 597 и статья 144 ТК РФ) с целью обеспечения их объективной дифференциации, предусмотрев установление базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы в размере не ниже минимального размера оплаты труда;

2.  Пересмотреть нормативно-правовую базу оплаты труда общеобразовательных организаций Республики Бурятия в соответствии с  Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018 год, утвержденных  Российской трехсторонней Комиссией по урегулированию социально-трудовых отношений  от 22 декабря 2017 года, протокол №11;  

3.  Индексации фондов оплаты труда образовательных организаций на 25%, с целью реального повышения уровня заработной платы;

4.  Увеличения размеров должностных окладов работников республиканских государственных учреждений на 25% по Постановлению Правительства Республики Бурятия N 620 от 10 декабря 2014 г. «Об утверждении Положения об установлении систем оплаты труда работников республиканских государственных учреждений и Фондов, финансируемых из республиканского бюджета»;

5.  Обеспечения в 2018-2020 годах проведения индексации размеров заработной платы категорий работников государственных и муниципальных учреждений бюджетной сферы, не поименованных в Указах Президента РФ от 2012 года;

6.  Принять меры по постепенному снижению интенсификации труда учителя (по снижению учебной нагрузки) и одновременной индексации норматива финансового обеспечения на получение начального общего, основного общего и среднего общего образования  с целью недопущения снижения средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций;

7.  Принять конкретные меры по развитию кадрового потенциала системы образования Республики Бурятия.

 

 

 


Назад к списку
Поиск:

Адрес: 670001, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 49

Тел:(3012)21-38-05, Факс: (3012)21-17-16, E-mail: ooprb@yandex.ru