2023 год – Год укрепления и развития социального партнерства 2023 год – Год укрепления и развития социального партнерства 2023 год – Год укрепления и развития социального партнерства



Телеграм Канал профсоюзов Республики Бурятии

Подписывайтесь и первыми и узнавайте новости профсоюзной жизни!
Пресс-служба ООП РБ



ПРОФСОЮЗ ПОЗДРАВЛЯЕТ!




Круглый стол. Охрана труда – проблемы и пути решения.

26 октября 2017
 19 октября 2017 года  в  Доме Правительства РБ  состоялся  «круглый стол» по теме: «Охрана труда. Проблемы. Пути решения».  Организатором важного  мероприятия выступила  техническая инспекция ООП РБ  и прошло оно в рамках юбилейных  мероприятий посвященных  100 – летию образования  профсоюзов РБ. В его работе приняли участие Председатели членских организаций ООП РБ, заведующие отделами ООП РБ,  Руководитель ГИТ по РБ Пыкин Анатолий Иванович, сотрудники республиканских и федеральных  органов исполнительной власти, представители работодателей. Круг его участников красноречиво говорит о значимости и нужности проводимого мероприятия. 

  С  вступительным  словом к участникам мероприятия обратился    Колмаков Дмитрий Владимирович  - Председатель Союза «Объединение организаций профсоюзов Республики Бурятия».  Глава профсоюзов РБ  особо отметил, что данное мероприятие проводится в юбилейный год, и это момент подчеркивает его значимость и важность, ведь вопросы охраны труда всегда стояли во главе угла деятельности профсоюзов, что  также неоднократно подчеркивает ФНПР в своих документах.  Действующие сегодня в  Республике Бурятия высокие требования к безопасным и здоровым условиям труда  - прямой результат долгосрочной политики, опирающейся на трехсторонний социальный диалог, коллективные переговоры между работодателями и профсоюзами, а также на развитое федеральное законодательство в области охраны и гигиены труда, подкрепленное деятельностью сильной трудовой инспекции ООП РБ. Таким образом, круглый стол по  охране труда дает в очередной раз возможность заострить внимание и поставить проблемные вопросы перед органами исполнительной и законодательной власти о необходимости обеспечить всеми доступными методами сохранение здоровья работнику на производстве – подчеркнул в своем выступлении лидер профсоюзов Бурятии.

   О состоянии охраны труда в Республике Бурятия ( о производственном травматизме и профессиональных заболеваниях, нарушениях норм законодательства о труде в республике), о разработке систем управления охраной труда на основе оценки и управления профессиональными рисками  подробно рассказал  Пыкин Анатолий Иванович - Руководитель Государственной инспекции труда в Республике Бурятия, Главный инспектор труда.     

Из выступления Руководителя ГИТ  по РБ  вырисовывается следующая печальная статистика. Так, по оперативным данным за период январь-июль 2017 года в Республике Бурятия произошло 29 несчастных случаев на производстве, из них:  2 – групповых (в результате которого 1 работник погиб, 3-е работников получили тяжелые травмы); 5 - со смертельным исходом, 22 - с тяжелым исходом.  За аналогичный период 2016 года территориальным органом Роструда было также зарегистрировано 29 несчастных случаев на производстве, в том числе: 3 групповых, 4 – со смертельным исходом, 22 – с тяжелым исходом.

 Уровень производственного травматизма за 7 месяцев 2017 года по отношению к аналогичному периоду 2016 года не изменился. Вместе с тем, уровень смертельного травматизма увеличился на 3,4 %. За 7 месяцев 2017 года закончено расследование и принято к учету территориальным органом Роструда 22 несчастных случая на производстве. Среди предприятий по видам экономической деятельности наиболее высокий уровень производственного травматизма имеет место в обрабатывающих производствах, где зарегистрировано 6 несчастных случая на производстве, что составляет  27,2%, при этом 4 несчастных случая произошли с работниками АО «Улан-Удэнский Авиационный завод». Пять несчастных случаев или 22,7% зарегистрированы в организациях по добыче полезных ископаемых, при этом 4 из них произошли в ПАО «Бурятзолото». В организациях по производству и распределению электроэнергии произошло 3 несчастных случая на производстве, что составляет 13,6%, при этом в 2 несчастных случаях пострадали работники филиале ПАО МРСК Сибири-Бурятэнерго.

Проведенный анализ материалов расследований несчастных случаев на производстве с тяжкими последствиями, законченных в период с 01 января по 31 июля 2017 года показал, что основной причиной травматизма явилась неудовлетворительная организация  производства работ (38,5%). Основным видом несчастных случаев с тяжкими последствиями явилось падение пострадавшего с высоты – 36,4% (8 из 22 несчастных случаев). По 3 несчастных случая на производстве с тяжкими последствиями (13,6%) произошли вследствие воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и в результате попадания инородных тел.

Самые опасные профессии: водитель, слесарь, электромонтер.

В результате несчастных случаев на производстве за 7 месяцев 2017 года тяжелые травмы получили 2 женщины. В ходе надзорных мероприятий в отчетном периоде выявлен один сокрытый работодателем от расследования несчастный случай.

  Далее выступили Лархаев Степан Леонтьевич – заместитель руководителя Забайкальского управления Ростехнадзора.         

  О состоянии профессиональной заболеваемости на предприятиях (учреждениях) Республики Бурятия  в 2016 году и мерах по её снижению выступила Ангараева Любовь Данзановна – главный специалист, эксперт отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора Республики Бурятия.          

   О финансовом обеспечении предупредительных мер по снижению производственного травматизма и профессиональных заболеваний за счет средств Фонда социального страхования  доложила       Абдыева Людмила Валерьевна  – начальник отдела профрисков Государственного учреждения Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия.     

  О реализации  мероприятий по улучшению условий и охране труда в Республике Бурятия и задачах на 2018 год рассказал   Степанов Олег Иннокентьевич -  начальник отдела государственного управления охраной труда в Республики Бурятия,  Министерство экономики Республики Бурятия.

  О специальной  оценке условий труда и о том,  как правильно организовать работу выступил Ринчинов Евгений Олегович  - Председатель комитета по трудовым отношениям и охране труда БРО МСП «ОПОРА РОССИИ»,   

  Об исполнении ФЗ-421 и ФЗ 426 от 28.12.2014 года в первичных профсоюзных организациях БРО профсоюза работников здравоохранения интересно доложил Далбаев Пётр Платонович – технический инспектор  БРО комитета профсоюза работников здравоохранения.            

  Затронуло участников и выступление на тему «Управление охраной труда на ОАО «Улан-Удэнское Приборостроительное производственное объединение»          Амахановой Эржены Даши-Нимаевны  – начальник отдела охраны труда ОАО «Улан-Удэнское Приборостроительное производственное объединение»  и  о состояние условий и охраны труда в ООО "Предприятие «Аэротех»  Степановой  Ольги Вениаминовны – специалиста в области охраны труда  ООО «Предприятие «Аэротех». Они изложили проводимые мероприятия по охране труда на своих предприятиях.

  В заключение работы  круглого стола выступил Хрущёв Геннадий Петрович - заведующий отделом, главный технический инспектор труда Союза «Объединение организаций профсоюзов Республики Бурятия, Заслуженный инженер Республики Бурятия. Он подробно рассказал об  изменениях  в законодательстве Российской Федерации по вопросам охраны труда и роли профсоюза при проведении специальной оценке условий труда, особенности её проведения,  а  также о наиболее частых  вопросах,  возникающих  в процессе работы комиссии.  Геннадий Петрович четко сказал, что реформа трудового законодательства в части ужесточения санкций к руководителям и должностным лицам за нарушения установленных требований по обеспечению благоприятных и безопасных условий труда работникам хоть и медленно, но дает положительные результаты, хотя по данным Гострудинспекции за 2017 год почти в 2 раза снизились административные наказания (я имею ввиду сумму). Но это как говорится через КНУТ  Минтруд пытается реализовать концепцию «нулевого» травматизма. Но для реализации данной концепции необходимо установить приоритет профилактики производственного травматизма через создание стимула для работодателей и работников снижать травматизм. Пока бизнес сам не поймёт, что безопасный труд это хороший бизнес. Понятно экономия не сиюминутная, она придет при поступательном движении и это движение должен начать руководитель, т.к. он устанавливает политику культуры охраны труда в коллективе, т.к. безопасные условия труда,  это неотъемлемая составная часть системы управления качеством и производством .

  Негативные тенденции в состоянии условий труда и здоровья работников обусловлены отсутствием целенаправленной политики Минтруда, до сих пор отсутствует Российская программа по охране труда (только планируется разработать и ввести в действие в 2018 году новую госпрограмму «Безопасный труд»), что в свою очередь на нашем республиканском уровне принята 6 подпрограмма «Улучшение условий и охраны труда Государственной программы Республики Бурятия «Экономическое развитие и инновационная экономика» все затраты на выполнение данной подпрограммы возложены на работодателей, хотя Трудовым кодексом закреплено что одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является участие государства в финансировании мероприятий по охране труда. Для реализации этого направления государственной политики, органы государственной власти Российской Федерации в сфере охраны труда наделены полномочиями разрабатывать и подчеркиваю реализовывать целевые программы улучшения условий и охраны труда и определять расходы на охрану труда за счет средств федерального и республиканского бюджета. Эти требования кстати относятся и к отраслевым ведомствам.

Согласно статистическим данным в 2016 году среди предприятий по видам экономической деятельности наиболее высокий уровень производственного травматизма имеет место в организациях по добыче полезных ископаемых и в обрабатывающих производствах и строительстве. Если посмотреть работу министерств по подведомственности предприятий, то выясним, что ни одним министерством не рассматривался вопрос об обеспечении охраны труда на предприятиях отрасли, отсутствуют управленческие решения по превентивным мерам на профилактику производственного травматизма и профессиональной заболеваемости я уже не говорю об отраслевой программе по охране труда.

 Органы государственной власти субъектов РФ полномочны принимать участие в разработке и реализации федеральных целевых программ, разрабатывать и утверждать территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и определять расходы на охрану труда за счет средств бюджета субъектов РФ. На сегодняшний день у нас в республики нет ни программы,  ни закона об охране труда (не надо путать  с республиканским законом об госуправлении).

За последние 15 лет произошла практически полная ликвидация промышленной медицины, что негативно отразилось на качестве медицинской помощи работникам и состоянии их здоровья. Из года в год растет инвалидизация у впервые выявленных профессиональных больных. Устанавливается не более 13-15 процентов случаев с подозрениями на профессиональные заболевания. Не уделяется должного внимания профессионально-обусловленным заболеваниям, развитию которых способствуют производственные факторы. Многие профессиональные патологии по формальным признакам переводятся в разряд общих болезней больным своевременно не ставится реальный диагноз и как правило работники лиш9аются права на компенсационные выплаты. Из-за болезней ежегодно теряется до 10 рабочих дней на одного занятого. Среди трудоспособного населения устойчиво растет смертность. Настораживает статистика смертности на рабочих местах, но как констатируют медики по общему заболеванию, хотя при прохождении регулярных медицинских осмотрах патологические отклонения у этих работников не выявлялись. Это наталкивает на мысль о качестве проведения ЛП учреждениями республики медицинских осмотров, а может быть о компетентности медицинских работников.

 Проблема безопасности труда усугубляется процессами непродуманных административных реформ на республиканском и муниципальных уровнях, в районах полностью ликвидированы службы охраны труда, отсутствуют целевые программы и всё потому-что не переданы полномочия по осуществлению госуправления охраной труда на муниципальный уровень – причина банальна-отсутствие финансирования и вернулись к тому, что охрана труда финансируется по остаточному принципу. В результате дополнительных расходов, связанных с неблагоприятными условиями труда, Россия в целом теряет по году 2,4% ВВП, не трудно посчитать сколько теряет республика при внутриреспубликанском при 100 с лишним миллиардов рублей обороте.

  В масштабах города тоже картина не лучше, ликвидирована структура управления вопросами охраны труда, вопросами управления охраной труда в масштабах города даже в своих подведомственных учреждениях никто не занимается на постоянной основе.       Результаты проверок показывают, что руководители предприятий и учреждений из-за своей безграмотности под охраной труда нередко подразумевают технику безопасности, производственную санитарию и т.п.  Такая позиция ошибочна. Под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая: правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Эти мероприятия имеют своей целью создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности,  где техника безопасности или гигиена труда являются ее составляющими. Опять же проверки показали, что ни на одном предприятии в республики нет СУОТ, хотя буквально вторым пунктом 212 статьи ТК РФ указано, работодатели должны разработать и обеспечить функционирование СУОТ. Хочу сказать, что за работодателей  уже подумали (используя зарубежный положительный опыт) и рекомендовали строить свои СУОТ по типовому положению,  утвержденному Приказом Минтруда России № 438Н от 19 августа 2016 г. который предусматривает работу по обеспечению здоровый и безопасных условиях труда через риск ориентированный подход, т.е. работать должны на опережение. С данной задачей работодатель один не справится, необходимо в этот процесс подключать своих социальных партнеров, причем данная работа должна строится на взаимном уважении и относиться друг к другу как к равноценным и равноправным партнерам.

  Трудовой кодекс устанавливает гарантии осуществления права трудящихся на охрану труда и обеспечивает единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности используя при этом общественный – профсоюзный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда, создавая свои службы охраны труда которые являются основным звеном в системе управления охраной труда.

Работодателям нужно в полной мере использовать возможность, предоставленную Трудовым кодексом, работа на общественных началах уполномоченных (доверенных лиц) по охране труда,  комиссии по охране труда, которая  организовывает разработку проекта раздела коллективного договора (соглашения) по охране труда,  совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах.

            Подтверждение тому, что там, где есть профсоюзные организации там уровень травматизма гораздо ниже является то, что у нас все победители Всероссийских смотров конкурсов имеют первичные профсоюзные организации. Поэтому руководителям, у которых нет профсоюзов, следует подумать о ликвидации данного пробела.

Современный этап экономического развития заставляет по новому взглянуть на вопросы безопасности труда. Лозунг «Безопасный труд – хороший бизнес» должен быть очень актуальным в ближайшие годы. Современному работодателю необходимо ясно осознавать экономическую выгоду от создания безопасных и здоровых условий труда на производстве. Новые СУОТ должны создавать новые возможности для развития социального диалога в вопросах охраны труда, как на государственном уровне, так и на отдельно взятого предприятия.

   Заканчивая свое выступление Геннадий Петровиx подчеркнул, что Охрана труда является элементом социальной политики общества и государства, именно потому она входит составной частью в трудовое право, именно поэтому основное положение охраны труда – обеспечение безопасных и здоровых условий труда – является одним из основных конституционно закрепленных прав каждого гражданина Российской Федерации. Также он отметил, что там, где действуют профсоюзы и проводится общественный контроль,  и ведется активная работа по охране труда. И результат этой работы – минимальный уровень производственного  травматизма и создание безопасных и здоровых условий на рабочих местах.     

   Подводя итоги работы круглого стола мы резюмируем, что разговор состоялся заинтересованный, нужный всем сторонам. Будем надеяться, что будут сделаны всеми участниками конкретные  выводы,  и  травматизм в производственном секторе сократится.

В заключение была принята резолюция.

Пресс-служба ООП РБ

 

                                            РЕЗОЛЮЦИЯ

19 октября 2017 года, состоялось заседание Круглого стола, организованного Объединением организаций профсоюзов Республики Бурятия по теме: «Охрана труда. Проблемы. Пути решения». В работе Круглого стола приняли участие представители заинтересованных сторон: Государственных контрольно-надзорных органов (Государственная инспекция труда по Республике Бурятия, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия, Управление по технологическому и экологическому надзору по Республике Бурятия), Государственное учреждение Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия, Министерство экономики Республики Бурятия как орган исполнительной власти Республики Бурятия осуществляющий функции по государственному управлению охраной труда , общественные организации Союз промышленников и предпринимателей Республики Бурятия и Торгово-промышленной палаты Республики Бурятия,   координатор  трёхстороннего соглашения Администрации  города Улан-Удэ как сторона социального партнёрства, ряд крупных промышленных  предприятий республики (ОАО «Приборостроительное производственное объединение» и ООО «Предприятие «Аэротех»), БРО МСП «ОПОРА РОССИИ» и представители республиканских отраслевых комитетов профсоюза.

Участники Круглого стола в своих выступлениях отметили, что уровень травматизма и профессиональные заболевания в Республике Бурятия, экономическая устойчивость предприятий и республики в целом, а также благополучие народа республики,  напрямую зависит от состояния условий труда на рабочих местах и что на данный показатель могут повлиять представители учреждений и предприятий собравшихся на Круглом столе, через различные Соглашения (Региональные, трехсторонние республиканские и городские, отраслевые и Коллективные договора).

Участники Круглого стола подтверждают, что состояние здоровья работников находится в прямой зависимости от состояния условий и охраны труда на рабочих местах, для этого необходимо  решение всеми представителями «Круглого стола» следующих задач:

            Содействовать подготовки и внесения на Народный Хурал проекта Закона об охране труда Республики Бурятия;

            Для обеспечения полного выполнения требований Конституции Российской Федерации и Трудового кодекса Российской Федерации, добиваться от Правительства Республики Бурятия:

1. Принятие полноценной республиканской целевой программы по охране труда;

2.Систематически рассматривать вопросы травматизма и профессиональных заболеваний на Республиканской  трёхсторонней комиссии;

3. Добиваться от работодателей выполнения требования законодательства по созданию служб по охране труда в соответствии с требованиями статьи 217 ТК РФ;

4. Через Министерство здравоохранения РБ:

4.1.Обеспечить безусловное  выполнение приказа  Министерства здравоохранения России от 12 апреля 2011 г. N 302н  в части организации системы контроля  за качеством  медицинских осмотров и представления отчетности об их проведении;

4.2. Повысить ответственность руководителей лечебно-профилактических учреждений за полноту и качество проведения медицинских осмотров, своевременность выявления профзаболеваний и направление работников с подозрением на профессиональное заболевание в центр профпатологии;  

4.3.Обеспечить систематическое обучение врачей, проводящих  медицинские осмотры по вопросам профессиональной патологии;

4.4. Повысить ответственность руководителей лечебно-профилактических учреждений за полноту и качество проведения медицинских осмотров, своевременность выявления профзаболеваний и направление работников с подозрением на профессиональное заболевание в центр профпатологии;  

5.Через министерство образования и науки, для воспитания у подрастающего поколения культуры охраны труда, проработать вопрос о включении в программу обучения школьников и студентов дисциплины «Охрана труда»;

6.Руководителям предприятий (учреждений) рекомендовать:

6.1.Для активизации работы по охране труда ежемесячные Дни охраны труда;

6.2.Учавствовать во Всероссийском конкурсе на лучшую организацию работ в области условий и охраны труда;

6.3.Разработать и обеспечить функционирование системы управления охраны труда;

6.4. Ежегодно разрабатывать комплексные планы улучшения условий труда, проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, выделяя в полном объёме финансирование на их реализацию;

6.5. Обеспечить регулярное проведение периодического медицинского осмотра работающих,  в том числе стажированных рабочих в центрах профпатологии 1 раз в 5 лет.

7. Объединению организаций профсоюзов Республики Бурятия:

7.1.Обеспечить эффективную работу представителей коллективов в работе комиссий по специальной оценке условий труда;

7.2.Повышать эффективность подготовки работодателей и работников по вопросам охраны труда в учебном центре профсоюзов республики.

8. Направить принятую Резолюцию в адрес:  Правительства Республики Бурятия и Администрацию  города Улан-Удэ с требованием принятия управленческих решений  вопросов направленных на выполнение Конституционных норм и норм Трудового законодательства в области охраны труда

г. Улан-Удэ,

Дом Правительства Республики Бурятия,

19 октября 2017года

 

           


Назад к списку
Поиск:

Адрес: 670001, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 49

Тел:(3012)21-38-05, Факс: (3012)21-17-16, E-mail: ooprb@yandex.ru